Подождите
идет загрузка

Антикоррупционная политика ОГУ Энгельсская станция по борьбе с болезнями животных разработана и принята во исполнение подпункта Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Целью антикоррупционной политики является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в областном государственном учреждении Энгельсская станция по борьбе с болезнями животных

Задачи

Задачами антикоррупционной политики являются:
• информирование работников организации о нормативно — правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений
• определение основных принципов противодействия коррупции в организации

Основные определения

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц ибо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273 — ФЗ «Противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского обществ, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 статьи 1 ФЗ от 25 декабря 200 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организация— юридической лицо независимо от формы собственности, организационно — правовой формы и отраслевой принадлежности. Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп — незаконное передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных пав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч.1 стати 204 Уголовного кодекса РФ).

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника(представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации), которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) — заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Источники права

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федереальный закон от 25 декабря 2008 года № 273 — ФЗ № «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273).
Частью 1 ст. 13.3 ФЗ № 273 установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 ФЗ № 273. В соответствии сданной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляется организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях предусмотренных законодательством РФ, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

Ответственность

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица:
Ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридического лицо административного штрафа. Ст. 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего:
Организации должны учитывать положение ст. 12 ФЗ № 273, устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключение им трудового или гражданско — правового договора. В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско — правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Порядок представления работодателем указанной информации закреплен в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 700. Названные требования, исходя из положений п. 1 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557, либо перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925).

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 ФЗ № 273, является нарушением и влечет в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 13 ФЗ № 273. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско — правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работка организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации. Тем не менее, в Трудовом кодекс РФ (далее — ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Так, согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
• однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе в разглашении персональных данных другого работника (п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
• совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
• принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества. Неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
• однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Основные принципы

При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам. 2. Принцип личного примера руководства.
3. Принцип вовлечения работников (информированность работников о положениях антикоррупционного законодательства).
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Субъекты

Основным кругом лиц, попадающим под действие политики, является работники Учреждения, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика может закреплять случаи и условия, при которых её действие распространяется и на других лиц, например, физических или юридических, с которыми Учреждение вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых Учреждением с контрагентами. Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции:
• воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
• незамедлительно информировать непосредственного руководителя\лицо, ответственное за реализацию антикоррупцинной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
• незамедлительно информировать непосредственного начальника\лицо, ответственное за реализации. Антикоррупционной политики о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
• сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

Обязанности

Обязанности должного лица по противодействию коррупции:
• разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
• проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
• организация проведения оценки коррупционных рисков
• приём и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
• организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
• оказание содействия уполномоченным представителя контрольно — надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
• оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно — розыскные мероприятия;
• проведение оценки результатов антикоррупцинной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству организации.